Интересные новости. Защищенное детство?
01.10.2012

 Мы живем в век информации, которая распространяется различными способами с неимоверной скоростью. И конечно подрастающее поколение тоже вовлечено в этот процесс обмена информацией.

Естественным является и желание защитить ребенка, его несформировавшуюся психику от информации, которая может пагубно на него повлиять.

Реализовано это стремление было в Федеральном законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ, изменения в который вступили в законную силу 1 сентября 2012 года.

Вокруг этого закона с его изменениями разгорелось много споров о том, что старые добрые мультфильмы и фильмы, считавшиеся детскими, и просмотренные нами – взрослыми – еще в совсем юном возрасте, перейдут в категорию «18+» по той простой причине, что кто-то из героев курит, употребляет спиртное, или проявляет интерес к ближнему как к еде.

Такого буквалистского подхода к толкованию закона  придерживаются сейчас огромное количество взрослых людей.

В свете подобной реакции общественности правильное понимание и толкование закона, защищающего наших детей, представляется очень важным.

Начнем с того, от какой информации старается оградить детей закон. В первую очередь, это информация, побуждающая к насилию, в том числе над собой, к употреблению наркотиков, спиртного, к табакокурению, сцены жестокости, насилия, порнографического характера, с использование нецензурной лексики. Также считается причиняющей вред здоровью и развитию ребенка информация, отрицающая семейные ценности, формирующая неуважение к родителям и иным членам семьи.

В зависимости от возраста ребенка определяется доступность информации для него. Вместе с тем, главным критерием доступности этой информации является ее направленность на формирование правильного отношения ребенка к окружающей его действительности.

Так, для детей до 6 лет допустима к восприятию информация, содержащая кратковременные ненатуралистические изображения или описания физического или психического насилия при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и осуждения самого насилия. Детям до 12 лет уже доступен более широкий перечень информации, и опять же условием ее допустимости является положительное воздействие на психику ребенка и воспитательный эффект.

Все эти ограничения, в том числе распределенные по возрастам, являются вполне справедливыми, однако вызывают множество дискуссий при применении их к конкретным примерам.

В частности, наиболее яркими из таких примеров является волк из мультфильма «Ну, погоди!», з-за которого, курящего, пьющего и в принципе отрицательного персонажа, произведение можно сразу отнести к категории «18+». Однако мы этого делать не стали. Почему? Да, он курит, да он употребляет спиртные напитки, да он склонен к насилию, но в целом подобное поведение всем сценарием мультфильма осуждается, то есть цель – воспитание правильного отношения к подобному поведению, в принципе достигается. Табакокурением также отличается и герой мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка» Крокодил Гена, однако вся его история учит детей взаимопомощи, доброте по отношению к близким, в связи с чем мультфильм не может быть исключен из «детской прогаммы». Подобных примеров в русской кинематографии множество, но именно на этих примерах выросло нынешнее поколение вполне жизнеспособных и адекватных взрослых людей.  А уж в русских народных сказках встречается и насилие, войны, отрубленные головы и множество нечисти. Но там и всегда присутствует моральный акцент: доброта — понятие абсолютное.

Следовательно, если не следовать закону слепо и не подходить к его нормам буквалистски – то вполне можно отсеять действительно вредную и разрушающую детскую психику информацию от полезной и нацеленной на нормальное развитие детей.

Хотелось бы отметить и тот факт, что определять, насколько допустима та или иная информация для детей придется самим производителям и распространителям информационной продукции (с возможностью привлечь соответствующих экспертов в этом деле).

Таким образом, определять, насколько информация вредна для здоровья ребенка, должны не государственные органы, не чиновники, а сами телеканалы, информационные агентства, редакции газет и журналов и иные производители и распространители информационной продукции.

Роль государства в этом процессе сводится к разработке политики в сфере защиты детей от информации контролю над исполнением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

А значит непосредственная защита детской психики от вреда, причиняемого информацией, полностью ложится на плечи общества – начиная от распространителей информации и заканчивая взрослыми, допускающими или не допускающими «не полезную» информацию до детей.

Следовательно, если кому-либо из взрослых покажется, что распространитель или производитель информационной продукции не соблюдает требования закона о защите детей от информации, он может обратиться в суд или прокуратуру с заявлением о нарушении закона. Именно такая реакция представляется нам наиболее верным способом применения закона в случае возникающих сомнений в правильности его понимания и толкования.